Ученье - свет
www.studnauka.narod.ru
Вятский Государственный
Гуманитарный Университет
Филологический
факультет
Главная
Гостевая
Публикации*
Методички
Фотоальбом
Стиховеду
Чат
Галёрка




Студенческое Научное Общество
RUTHENIA
АРХИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РУСИСТИКИ
Бибилиотека Максима Мошкова

РОЛЬ ХОРЕИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРНОГО ЕДИНСТВА СБОРНИКА Е. А. БАРАТЫНСКОГО “CУМЕРКИ”
Иван Швецов (Киров)

Исследователи, занимающиеся творчеством позднего Баратынского, отмечают, что стихотворения, входящие в сборник “Сумерки”, представляют собой текстовое, эмоциональное и смысловое единство . О принципах организации этого единства существует много мнений. Мы попробуем ответить на вопрос, что делает “Сумерки” сборником, а не случайным набором разрозненных стихотворений, на стихотворном уровне.

Метрике сборника “Сумерки” посвящено мало исследований. Тем не менее, именно в метрико-ритмической системе позднего Баратынского происходят значительные изменения. Заметной чертой сборника является необычно большое количество стихотворений, написанных 4-стопным хореем.

По нашим подсчетам, в метрическом репертуаре Баратынского до “Сумерек” 4-стопный ямб занимает примерно 50% всех строчек, а 4-стопный хорей лишь около 2%. В “Сумерках” же 4-стопный ямб занимает 30% строчек, а 4-стопный хорей 29%, то есть доля последнего выросла в 14,5 раз, и ямб количественно почти сравнялся с хореем. Отметим также, что в “Сумерках” Баратынский не использовал никаких других форм хорея, кроме 4-стопного.

В порядке чередования хореических стихотворений сборника есть свой композиционный закон, выражающийся в симметричном расположении этих стихотворений. Пары и одиночные хореические тексты чередуются по формуле 2-1-2-1-2-, интервалы между ними (-) заполнены нехореическими стихотворениями ( не-Х): “Последний поэт”, “Предрассудок! он обломок…”; не-Х; “Недоносок”; не-Х; “Бокал”, “Были бури, непогоды...”; не-Х; “Ахилл”; не-Х; “Здравствуй, отрок сладкогласный...” и “Что за звуки? Мимоходом...”; не-Х .

Вводное стихотворение сборника, "Последний поэт", - не чисто хореическое, оно представляет собой полиметрическую композицию, в которой чередуются части, написанные 5-стопным ямбом и 4-стопным хореем. По мнению В. Ляпунова, в этом стихотворении оппозиция поэта-протагониста, представителя "золотого века", и "железного века" подкреплена метрической оппозицией ямба и хорея. Возможно, эту оппозицию можно распространить и на весь сборник, построенный аналогичным образом. В этом случае "Последний поэт" выступает ключом к интерпретации композиции сборника.

Примечательно также, что в “Сумерках” хорей становится “тяжелее”. Сравните профили ударности:

До сб. “Сумерки”: 42,7-100-36,1-100%.

В сб. “Сумерки”: 48,0-100-38,5-100%.

Особая роль хореических текстов оказывается маркированной и грамматической категорией наклонения глагола. Для выражения семантики необходимости, желательности / нежелательности осуществления действия используется повелительное наклонение. Если посмотреть на положение императива в стихотворной строке в целом по сборнику, то окажется, что глаголы в повелительном наклонении никогда не стоят в центре строки. В подавляющем большинстве стихотворений они располагаются в начале (17 случаев в 4-стопном ямбе, 9 – в 5-стопном ямбе и 1 – в 6-стопном ямбе). Иногда строка начинается даже с двух императивов (“ Любуйся же, гордись восставшим им!…”) Единственное исключение из этого правила наблюдается в хореических текстах, где императив только в четырех случаях из десяти находится в начале строки, зато в шести случаях – в конце.

Два случая из шести – в “Предрассудок! он обломок…”:

Воздержи младую силу!

Дней его не возмущай;

Но пристойную могилу,

Как уснет он, предку дай. (Баратынский: 176)

В “Бокале” глаголы в повелительном наклонении встречаются в четвертой строфе:

Вот теперь со мной беседуй ,

Своенравная струя!

Упоенья проповедуй

Иль отравы бытия;

Сердцу милые преданья

Благодатно оживи

Или прошлые страданья

Мне на память призови! (Баратынский: 181-182)

Все интересующие нас глаголы оказываются в рифменной, то есть, сильной позиции и зарифмованыными между собой. Таким образом за счет помещения слов, выражающих модальную оценку действия, в самую сильную позицию строки, хорей также выделяется из общего контекста, в данном случае за счет своей экспрессивности. Хорей оказывается благоприятен для выражения воли поэта.

Н. Н. Мазур отмечает наличие “устойчивой смысловой связи” в соседних текстах сборника Баратынского. Можно говорить также о связях между метрически близкими текстами сборника. Рассмотрим связи стихотворений “Предрассудок! он обломок…” <1841> и “Недоносок” <1835>. Это первые чисто хореические тексты в “Сумерках” (в “Последнем поэте”, как мы отмечали, хорей чередуется с ямбом), разделенные нехореическим промежутком.

В “Предрассудок! он обломок…” собраны те особенности (утяжеление нечетных иктов, повелительное наклонение), о которых мы говорили выше. Первую строфу стихотворения синтаксический хаос (созданный анаколуфом и инверсией) делает сложной для понимания. Обратим внимание на сравнение “предрассудка” с обломками разрушенного храма, язык которых нам, современным людям, непонятен. Образ “языка руин” отсылает к ранним поэтическим опытам Баратынского – к переводу поэмы “Воспоминания” Эрнеста Легуве (Баратынский: 49-54). В этом контексте выражения “язык руин”, “предрассудок” и “храм” демонстрируют явно окказиональный для Баратынского смысл. “Язык руин” из символа “предрассудка” становится широкой метафорой культурного наследия прошлых веков, язык которых для современников непонятен, - это лишь обломки, не имеющие смысла. Связь стихотворений “Предрассудок! он обломок…” и “Недоносок” заключается в том, что мифологические представления, связанные с душами недоносков, и есть те самые предрассудки, в которых Баратынский видит обломки “древней правды”.

Подведем итог. 4-стопный хорей во многом определяет структурно-композиционное единство сборника Баратынского “Сумерки”. Хорей разнообразными способами маркирован в сборнике. Во-первых, он маркирован количественно: его доля в метрическом репертуаре возросла с 2% до 29%. Во-вторых, он маркирован модальностью глагола: только в хореических текстах (“Предрассудок! он обломок…” и “Бокал”) глаголы в повелительном наклонении встречаются в сильной позиции конца строки, что повышает их экспрессивную роль экспликации воли поэта. В-третьих, категориальному выделению хореических текстов способствуют мотивные связи, подобные тем, что мы обнаружили между стихотворениями “Недоносок” и “Предрассудок! он обломок…”. Маркированность хорея побуждает внимательнее отнестить и к расположению хореических текстов в сборнике, обнаруживающему симметрическую упорядоченность (2-1-2-1-2-), что позволяет говорить о структурообразующей функции хорея в композиции сборника “Сумерки”.

*** Обсудить публикацию в "Гостевой книге"***


Найти: на studnauka.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Design: Иван Швецов  E-mail: vashek1@yandex.ru    О проекте
Hosted by uCoz