Ученье - свет
www.studnauka.narod.ru
Вятский Государственный
Гуманитарный Университет
Филологический
факультет
Главная
Гостевая
Публикации*
Методички
Фотоальбом
Стиховеду
Чат
Галёрка




Студенческое Научное Общество
RUTHENIA
АРХИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РУСИСТИКИ
Бибилиотека Максима Мошкова

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5- 6 КЛАССОВ ПО КНИГЕ ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА "АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС".
Татьяна Прозорова (Киров)
Мастерская детской фантазии.

Цель: организовать “встречу” с текстом, автором, героиней, включить детей в творческое чтение, дающее возможность определить своё отношение к тексту и просто пофантазировать.

Урок построен в технологии педагогических мастерских с учётом специфики гимназии, в которой дети свободно владеют английским языком и изучают русскую литературу в контексте мировой словесности.

Ход мастерской.

Внимание и интерес учащихся включает задание по составлению ассоциативного ряда. Мастер предлагает детям закрыть глаза и произнести имя “Алиса” так, как если бы они решили позвать её. Пока ребята несколько раз с закрытыми глазами произносят имя “Алиса” Мастер пишет его на доске. Мастер предлагает участникам мастерской:

-Посмотрите на слово, написанное на доске. Вслушайтесь, вдумайтесь в это слово. Напишите звуковые, смысловые ассоциации; всё, что приходит вам на ум, когда вы произносите или слышите имя “Алиса”.

Задание выполняется сначала индивидуально, а потом озвучивается. Используя слова, предлагаемые учениками, мастер чертит на доске опорный конспект-рисунок “солнышко” с именем “Алиса”. Подобный рисунок может появиться и на творческих листах участников мастерской.

Очень важно, чтобы мастер не просто слушал, но и направлял ассоциации участников мастерской. Вот как это можно делать. Опираясь на последнюю ассоциацию “Алиса-лиса-Лиза” мастер

спрашивает, например:

-А какие имена ещё похожи на имя “Алиса”?

Выделяя кружочком букву “а”, мастер может задать вопрос:

-Когда мы произносим “а-а-а-а”?

Мастер может заметить, обращаясь к участникам мастерской:

-Вы сами сказали, что мы говорим “а-а-а-а”, когда удивляемся, когда нам что-то непонятно, но уже интересно. А когда человек удивляется?

После этого мастер предлагает вернуться к первой ассоциации-“Алиса в Стране Чудес”:

-Смотрите, нам удалось связать имя “Алиса” и слово “чудо”. Совсем как в названии книги Льюиса Кэрролла “Алиса в Стране Чудес”. Произнесите ещё раз имя “Алиса” вслух.

После этого мастер задаёт участникам мастерской ряд вопросов, апеллируя к детскому воображению. Вопросы могут быть такими: “Как Алиса одета?”, “Сколько ей лет?”(Здесь можно сказать о том, что Борис Заходер, который перевёл “Алису в Стране Чудес” на русский язык, что имя “Алиса” не подходит маленькой девочке, и мечтал назвать книгу “Аля в Удивляндии”, “Алёнка в Вообразилии”, “Алька в Чепухандии”. Ну уж на худой конец: “Алиска в Расчудесии” ). А ещё можно спросить: “В каком классе может учиться Алиса?”, “Что любит кушать на завтрак?” После этого мастер может предложить участникам мастерской:

-А теперь давайте посмотрим, какая Алиса на самом деле, кто её окружает, заставляет удивляться и фантазировать, и, вообще, кто самый главный выдумщик в книге “Алиса в Стране Чудес”. Но для этого каждому из вас нужно выбрать свою дорогу, свой путь. В жизни очень важно выбрать верную дорогу. Этот выбор пришлось делать и самой Алисе, когда она оказалась в Стране Чудес.

Мастер предлагает участникам мастерской выразительно прочитать следующий отрывок из книги Льюиса Кэрролла по ролям.

Предлагая участникам мастерской сделать свой выбор, иными словами разделиться на группы, мастер обращает их внимание на шесть столов, которые находятся в кабинете. На первом столе находиться перечница и мягкая игрушка (кот) и табличка: “Кухня Герцогини”. Показывая на него, мастер говорит:

-Те из вас, кто не хочет расставаться с Чеширским Котом, а желает лучше познакомиться с ним, может пройти на кухню, но учтите, здесь слишком много перца.

На втором столе стоит чайная чашка, рядом с ней - цилиндр, уши зайца (из бумаги) и табличка: “У Очумелого Зайца”. Мастер комментирует:

-А здесь пьют чай как ненормальные. Кто не боится, пожалуйте сюда.

Третий стол украшают корона и подсвечник, а табличка гласит: “В саду у Королевы”.

-Если вы чувствуете себя знатной особой и можете вести себя по-царски, то можете попробовать пообщаться с Герцогиней, вы не пожалеете.

На четвёртом столе – фигурка мышки и табличка: “История с хвостиком”. Мастер приглашает тех, кто никогда не слышал ни одной истории с хвостиком и не видел ни одной говорящей Мыши. Красивое блюдо с рыбой ( необычной, нарисованной ) и табличка: “Морской берег” – вот что находится на пятом столе. Мастер говорит, показывая на этот стол:

  • А если вы никогда не встречали живого Деликатеса, то добро пожаловать сюда, на берег моря.

“А здесь вы сможете как нельзя лучше провести время”,- говорит мастер и показывает на последний стол, на котором стоят настольные часы и располагается табличка: “Старик-Время”.

Послушав комментарии мастера, участники мастерской делятся на группы. Работа в группах начинается с коллективного обсуждения (где это необходимо ) и ответов на вопросы мастера:

-Любите ли вы фантазировать?

-Каких знаменитых фантазёров вы знаете? Например: Карлсон, Винни-Пух, фантазёры из книги Носова и т. д.

-А что значит “быть фантазёром”?“Придумывать разные истории, сочинять, рассказывать о том, чего не было на самом деле”; “Просто быть ребёнком, ведь дети всегда фантазируют”; “Врать, но без злости, а так, чтобы самому верилось, что говоришь правду, врать, но без корыстной цели, а потехи ради” и т. д.

Выслушав ответы ребят, мастер предлагает:

-А давайте посмотрим, кто из нас самый лучший фантазёр и выдумщик. Ведь у нас есть уникальная возможность пообщаться с самыми что ни на есть фантазийными героями, а помогут нам эти конверты.

Каждая группа получает свой конверт с заданием , текстами, картинками и рисунками.

Шаги выполнения задания:

1 шаг: чтение текста.

2 шаг: чтение задания.

3 шаг: обсуждение его выполнения в группе.

4 шаг: шаг творческого выполнения

“Твори, выдумывай, пробуй”.

5 шаг: оформление афиши.

6 шаг: подготовка выступления группы.

7 шаг: афиширование и озвучивание.

Это основной этап работы мастерской. Участники мастерской работают с текстами (деконструкция, реконструкция ), читают, пишут, думают, творят, фантазируют, рисуют, придумывают, пробуют.

Мастер поддерживает эмоциональный настрой, направляет, если группе нужна помощь, но он такой же участник мастерской, как и дети, а, значит, не может навязывать свои решения, свои идеи.

Следующий этап - афиширование, которое проходит творчески, динамично и (по - возможности) весело. Участники мастерской представляют результат своей фантазии, дают творческий отчёт о проделанной работе (что было самым интересным, какое задние понравилось, а какое нет, что больше всего восхищает в собственной афише, есть ли желание перечитать “Алису в Стране Чудес” ещё раз и т. д. ).

При афишировании работы группы, у которой была “встреча” с Чеширским Котом, мастер может обратить внимание участников мастерской на стихотворение Владимира Высоцкого “Чеширский Кот”. Оно прямо связано с заданием, которое выполняла группа, кроме того, ребята “встретятся” с еще одним стихотворением Высоцкого при афишировании результатов группы, которая “общалась” с говорящей мышью и придумывала “историю с хвостиком”.

“Чеширский Кот”

Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:

Чеширский Кот – совсем не тот, что чешет языком;

И вовсе не Чеширский он от слова “чешуя”,

А просто он – волшебный кот, - примерно, как и я.

Чем шире рот, тем чеширей кот,

Хотя обычные коты имеют древний род,

Но Чеширский Кот – совсем не тот:

Его нельзя считать за домашний скот!

Улыбчивы, мурлычивы, со многими на ты

И дружески отзывчивы чеширские коты,-

И у других улыбка, но такая, да не та!..

Ну, так чешите за ухом Чеширского кота!

Начинается рефлексивный этап мастерской. Ребята создают “Письмо по кругу”. Каждая участник в группе получает листочек, где уже есть первая фраза. Её нужно продолжить.

1 группа: “Если когда-нибудь увижу улыбающегося кота, я…”

2 группа: “Фантазия – это здорово, ведь…”

3 группа: “Как здорово, когда дело в шляпе, потому что…”

4 группа: “Если бы я оказался в Стране Чудес, то…”

5 группа: “Давайте придумывать и выдумывать всю жизнь! С завтрашнего дня я…”

6 группа: “Если бы время остановилось, то…”

Каждый в группе одновременно заканчивает письмо своим текстом в течение 1 минуты, а затем передаёт письмо по часовой стрелке, получая, одновременно, работу соседа справа. Читает написанное и старается продолжить имеющееся рассуждение дальше, через минуту снова передаёт…

В результате на листочках получаются связные тексты, написанные разными авторами. В группе все тексты зачитываются, выбирается лучший, который группа предъявляет всем. Из всех текстов участники мастерской собирают книгу – импровизированный альманах.

Пример “письма по кругу”, получившегося у одной из групп:

“Если когда-нибудь увижу улыбающегося кота, я подумаю, что передо мной Чеширский Кот, а, значит, я оказалась в Стране Чудес. Здорово! Сейчас начнутся всякие удивительные приключения. Я увижу Очумелого Зайца, Соню и других. Мне не будет страшно, так как из любой беды меня выручит Фантазия. Но вдруг это не Страна Чудес, а просто мой сон. Я прочитала книгу, про Алису и теперь мне снится, что я – это она. Или просто Чеширский Кот сбежал из страны Кэрролла в наш мир, потому что увидел, как люди скучно живут, и прибежал. Он хотел своей улыбкой напомнить нам, что на земле возможно чудо, надо только верить, как верит Алиса. Вот почему её жизнь такая интересная и полна приключений. Я бы хотел, чтобы про меня и про моих друзей тоже написали книгу, мы живём очень весело и всегда что- нибудь придумываем, а если нет, то я вырасту и сам напишу книгу про нас. Я считаю, что надо верить не только в чудо, но и в себя, и ты всего добьёшься в жизни. А пока мне очень хочется побывать в сказочной стране и увидеть чудеса своими глазами, чтобы рассказать о них своим лучшим друзьям, среди которых, кстати тоже есть Алиса, и придумывает она всякие вещи не хуже, чем Алиса Льюиса Кэрролла, только вот знает она немного больше, ей уже 13 лет.

Альманах может быть составлен так: каждый подклеивает свой листочек с “письмом” к листочку предыдущего участника мастерской.

Этап устной рефлексии. На этом этапе можно с ребятами поиграть “в шляпу”, для чего можно воспользоваться цилиндром, который находится на одном из столов. Каждый вытаскивает из шляпы “свой” вопрос и отвечает на него. Среди вопросов могут быть, например, такие:

-Что вам больше всего понравилось делать в нашей мастерской?

-Каким было ваше настроение? Что оказывало на него наиболее сильное влияние?

- Хотели бы вы изменить что-нибудь в своей работе сегодня? Почему?

-Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? Почему?

-Какую роль вы играли в своей группе сегодня? Чем помогли своим друзьям?

-Какой персонаж из книги Льюиса Кэрролла вам запомнился больше всего? Чем он интересен?

  • Понравились ли вам стихи Владимира Высоцкого? Хотели бы вы прочитать весь цикл стихотворений, посвящённых Алисе? Почему?

и др.

Рефлексия мастера: На занятии дети знакомились с текстом, “погружались” в него, занимались выразительным чтением, писали, думали, выдумывая и придумывая, творили, смеялись, фантазировали, восхищались фантазии и идеям друг друга, рисовали, общались,, работали над созданием нового. Всем было интересно, особенно мастеру, который был в очередной раз поражён безграничности детской фантазии.

*** Обсудить публикацию в "Гостевой книге"***


Найти: на studnauka.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Design: Иван Швецов  E-mail: vashek1@yandex.ru    О проекте
Hosted by uCoz